Размер текста Increase Font Size Reset Font Size Decrease Font Size

Навигация по сайту

Вы здесь - ГПА - Архив Ассоциаций - Ассоциация учителей географии - Семинар "Практико-ориентированная деятельность учащихся на уроках географии и математики: УМК "Сферы" (издательство "Просвещение")".

Регистрация / Вход

Статистика посещений

Семинар "Практико-ориентированная деятельность учащихся на уроках географии и математики: УМК "Сферы" (издательство "Просвещение")".

Ершова Н.В., член Совета ГПА учителей географии

14 февраля в МБОУ СОШ № 143 состоялся семинар "Практико-ориентированная деятельность учащихся на уроках географии и математики: УМК "Сферы" (издательство "Просвещение")".

Поводом для традиционной встречи послужило математическое содержание курса географии в его практической части. Давно известное всем географам противоречие между  сроками  введения математических понятий и специальных навыков в курсах математики и географии: так масштаб, измерение углов, координаты, пропорции дети узнают от учителя географии на полгода, а то и на год раньше, чем начнут изучать их на уроках математики.  Описывая это противоречие, стоит упомянуть и о значительной доле вопросов математики в заданиях ЕГЭ по географии.

На встречу в МБОУ СОШ № 143 собрались 16 педагогов, членов городских ассоциаций, правда, с преобладанием географов.  В этой школе по УМК «Сферы» работают три педагога:

  • Ершова Наталья Владимировна, учитель высшей категории,  в 2012 году выпускает 11 класс, начинавший шесть лет назад обучаться географии еще на этапе разработки учебников, контурных карт и электронного сопровождения;
  • Исмагилова Любовь Ивановна – работает  в проекте первый год,  сочетая традиционные учебники со сферовскими в параллелях 6-8 классов;
  • Лагунова Надежда Георгиевна также первый год осваивает  УМК «Сферы» по математике в 5 классе.

Эти педагоги и принимали гостей – участников семинара.

Любовь Ивановна Исмагилова поделилась впечатлениями от первого полугодия работы с УМК «Сферы» - выделила несомненные преимущества в организации текста учебника, когда на одном развороте разумно размещается значительно больше информации, отметила и  соответствие всех материалов для ученика и учителя требованиям ФГОС второго поколения, структуре ЕГЭ. Также приятно работать с изобилием заданий разного уровня сложности и возможностью выбирать наиболее эффективное для каждого ученика. Высоко оценила качество электронного сопровождения курса и методического аппарата программы и навигатора.  Среди проблем назвала высокую стоимость комплекта для одного ученика. Завершая своё выступление, учитель  выразила уверенность в том, что в дальнейшем перейдет на работу с  УМК «Сферы» во всех классах.

Надежда Георгиевна Лагунова отметила повышение мотивации пятиклассников при переходе на обучение по сферовским учебникам. Качество и методическая проработанность заданий была высоко оценена как математиками, так и географами. Правда, соотношение сроков изучения  тем, обеспечивающих математическую пропедевтику курса географии в программе «Сферы» не изменено принципиально. И во втором поколении ФГОС, когда география будет изучаться с 5 класса, основу картографических знаний и навыков придется закладывать до того, как будет сформирована математическая основа понимания карты.

Поэтому, проблемой остается качественное освоение географами методик формирования специальных математических понятий, которыми владеют их коллеги. 

В докладе учителя высшей категории Ершовой Н.В. о математической географии был проведен анализ содержания программы с 6 по 9 класс, в особенности её практической части и выявлены основные группы заданий в тетрадях-практикумах и тренажерах:

- построение профилей;

-  анализ статистических данных;

-  построение графиков и диаграмм;

- сравнение величин;

- определение количественных характеристик объектов и явлений с помощью измерений и вычислений;

- графические работы с картой;

- классификация  результатов измерений с объяснением выявленных в ходе анализа тенденций и причин.

Была выявлена тенденция увеличения доли заданий с математическим содержанием от 6 к 9 классу.

Затем все участники семинара в малых группах провели работу по определению уровня сложности заданий математического содержания в  тетрадях практикумах и тренажерах, выбирали и обсуждали наиболее интересные с точки зрения учителя и ученика, оценивали временные затраты на выполнение, а также возможность самостоятельного выполнения в ходе домашней подготовки тех или иных упражнений. Особенные симпатии вызвали задания из тренажера 7 класса по географии о ледниках и природных зонах Северной Америки. Понравилось и задание с топографической картой в контурах 6 класса.

Участники семинара отметили, что выявленная и описанная выше проблема специальной методической компетенции в области преподавания математики решается в основном  в материалах УМК «Сферы» за счет очень детально и доступно проработанных алгоритмах выполнения заданий практикумов. Особенно удачно комментируются пошаговые действия учеников при обучении построению профилей.

В выступлении руководителя Ассоциации учителей географии г. Екатеринбурга Долгоруковой Светланы Владимировны говорилось о всероссийском съезде учителей географии в Москве и тенденциях предстоящих в ближайшие годы событий на профессиональной  арене.

Высокое качество обсуждаемых учебных материалов было отмечено всеми группами, работавшими на семинаре, однако, были высказаны и пожелания:

  • удобнее в работе иметь и тетради-тренажеры, и практикумы, и экзаменаторы в электронном виде и распечатывать задания для учащихся по мере необходимости. Это снимет напряжение семей учеников, которые недоумевают: «вот купили такой дорогой комплект, а не все страницы исписаны». А исписать их полностью было бы чрезмерной нагрузкой, ведь избыток заданий необходим для возможности выбора уровня  и учета интереса ребенка;
  • также было бы удобнее, если бы электронные материалы устанавливались на компьютер, и не требовалось каждый раз на уроке снова загружать их с диска;
  •  очень бы хотелось ускорить выход УМК «Сферы» для 10-11 класса, хотя мы и осознаём, что до появления стандартов старшей школы это не возможно.
 

Copyright © 2010 "Екатеринбургский "Дом Учителя"

Дизайнер и веб-разработчик сайта Крылов Алексей

620014 г. Екатеринбург

ул. Воеводина, д.4

тел: (343) 371-28-08, 371-41-57