Размер текста Increase Font Size Reset Font Size Decrease Font Size

Навигация по сайту

Вы здесь - ГПА - Архив Ассоциаций - Ассоциация учителей биологии - Первый Всероссийский съезд учителей биологии (28 июня-30 июня 2011 года)

Регистрация / Вход

Статистика посещений

Первый Всероссийский съезд учителей биологии (28 июня-30 июня 2011 года)

30 июня 2011 в Москве завершился Первый Всероссийский съезд учителей биологии. Это крупнейшее общероссийское мероприятие было организовано МГУ (Московский государственный университет) и СПбГУ (Санкт-Петербургский государственный университет) и собрало 630 учителей биологии, преподавателей дополнительного образования, методистов, преподавателей вузов из 50 регионов России, а также из Украины и Азербайджана. В съезде приняла участие и выступила с докладом Руководитель Городской Ассоциации учителей биологии г. Екатеринбурга (ИМЦ Екатеринбургский Дом учителя), учитель биологии лицея №110 им. Л.К.Гришиной Чайковская С.Г.

Съезд организован и проведен в соответствии с соглашением, подписанным в феврале 2011 года  деканом биологического факультета МГУ академиком М.П. Кирпичниковым и деканом биолого-почвенного факультета СПбГУ профессором А.Д. Харазовой. Открытие проходило в актовом зале Интеллектуального центра МГУ вместе с открытием Всероссийского съезда учителей физики.

В ходе работы съезда обсуждались актуальные вопросы преподавания биологии в школе, методического и технического обеспечения учебного процесса. Принятая по итогам съезда резолюция теперь будет направлена во все органы управления образованием, Министерство образования и науки России, а также руководителям органов исполнительной и законодательной власти.

К реализации одного из пунктов резолюции — созданию Межрегиональной ассоциации учителей биологии — участники съезда приступили еще до окончания его работы. Так, в ходе съезда организованы региональные ассоциации, в том числе, по Санкт-Петербургу. Председателем Региональной ассоциации учителей биологии Санкт-Петербурга стал доцент кафедры генетики и селекции СПбГУ, учитель биологии «академических» классов школы № 232 Олег Николаевич Тиходеев.

Кроме этого, для постоянного взаимодействия учителей и преподавателей биологии в периоды между съездами к сентябрю 2011 года организаторы планируют открыть специальный Интернет-ресурс, который будет прописан по адресу www.bioteaching.ru.

Восстановить биологическое единство

Съезд учителей биологии был задуман как способ восстановления единства среди преподавателей биологии средней и высшей школы, а также как механизм согласования качества образования, наполнения его новыми научными знаниями и пониманием высоких интеллектуальных стандартов, которые должны быть едиными и для школы, и для вуза. Форум предоставил возможность обсуждения представителями власти, профессорами и преподавателями различных аспектов развития биологии в школе и методик воспитания детей.

 Обзорный доклад по истории и современному состоянию преподавания в школе естественно-научных и точных предметов с акцентом на опыт МГУ в помощь школам и школьным учителям сделал ректор МГУ академик В.А.Садовничий.

Президент СПбГУ Л.А.Вербицкая в своем выступлении особо отметила роль школьного учителя в формировании ценностей и мировоззрения будущих поколений граждан страны, и рассказала об опыте Санкт-Петербургского университета во взаимодействии со школами и учителями. Она особо подчеркнула значение мотивации к изучению естественно-научных предметов у школьников.

 Пленарный доклад «от биологов» на совместном открытии Съездов учителей-физиков и учителей-биологов сделал заведующий кафедрой генетики и селекции СПбГУ академик С.Г.Инге-Вечтомов. Он говорил о науке вообще и о значении биологии в частности, о различиях между наукой и псевдонаукой. Несмотря на то, что его выступление было заключительным, зал, состоявший из преподавателей биологии и физики, долго не отпускал оратора с трибуны.

 Работа Всероссийского съезда учителей биологии состояла из пленарной части и работы 5 секций, на которых обсуждались ключевые блоки проблем, стоящие перед школьной биологией: «Повышение биологической грамотности в средней школе», «Проблема содержания биологического образования», «Методология и методика обучения биологии», «Практическая составляющая биологического образования в  средней школе», «Проблемы подготовки и развития педагогических кадров». Тон работе съезда задал декан биологического факультета МГУ академик М.П.Кирпичников, который в своем докладе показал значимость биологической грамотности для решения наиболее существенных вызовов современности. На секциях было представлено в общей сложности 189 докладов, посвященных самым различным аспектам содержания, методики и технологии преподавания биологии в школе.

Резолюция Первого Всероссийского Съезда учителей биологии.

Москва, 30 июня 2011 года.

Первый Всероссийский Съезд учителей биологии, ОРГАНИЗОВАННЫЙ совместно Московским государственным университетом имени М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургским государственным университетом и проведенный на базе МГУ имени М.В.Ломоносова в городе Москве в период с 28 по 30 июня 2011 года, ОБЪЕДИНИВШИЙ 630 участников из 50 субъектов Российской Федерации и иностранных государств из числа учителей школ, преподавателей вузов, ученых-биологов, специалистов по педагогике и методике преподавания биологии, руководителей

образовательных учреждений и представителей органов управления образованием, ЗАСЛУШАВ приветствия и пленарные доклады Ректора Московского Государственного университета имени М.В.Ломоносова, вице-президента РАН, академика В.А.Садовничего Президента Санкт-Петербургского государственного университета, академика РАО Л.А.Вербицкой, заместителя министра образования и науки Российской Федерации М.В. Дулинова, заведующего кафедрой генетики и селекции СПбГУ, академика РАН С.Г.Инге-Вечтомова, декана биологического факультета МГУ, академика РАН М.П.Кирпичникова, проректора СПбГУ А.А.Заварзина, декана факультета фундаментальной медицины МГУ, академика РАН и РАМН В.А.Ткачука, декана факультета почвоведения МГУ, чл.корреспондента РАН С.А.Шобы, чл.кореспондента РАН И.Ю.Чернова, профессора Московского государственного областного университета В.В.Пасечника, заведующего лабораторией молекулярной генетики Института биологии РАН К.В.Северинова, профессора, гл.редактора журнала "Биология в школе" С.В.Суматохина, а также в общей сложности 189 докладов и сообщений участников Съезда,

ПРИЗНАВАЯ:

Биологическое образование - важнейшим и необходимым компонентом развития личности, представляющим собой не только способ общения и взаимодействия с окружающими, но и основу подготовки к будущей профессии, интеллектуального и творческого развития, понимания законов мироздания, являющимся первичным элементом сохранения здоровья человека и общества, основой биосферного понимания существования жизни и человека на планете земля, охраны природной среды и рационального природопользования;

Биологическую грамотность и экологическое воспитание граждан – необходимым условием для обеспечения устойчивого развития и противостояния наиболее серьезным вызовам современности;

ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ: самобытный, эффективный и профессиональный учебно-методический опыт российского педагогического корпуса, историю развития биологии и биологического образования в России, тенденции развития зарубежных систем образования в сравнении с российской школой, современные горизонты биологической науки и сферу ее приложения для обеспечения естественно-научной картины мира, фундаментальное значение биологии для формирования естественно-научного мировоззрения о Вселенной, о развитии жизни на планете Земля.

УЧИТЫВАЯ: разработку новых образовательных стандартов для «старшей школы»; позитивный опыт взаимодействия ведущих вузов России и школ

ВЫРАЖАЯ ОЗАБОЧЕННОСТЬ: существенным снижениемуровня биологической подготовки выпускников средней школы, что ставит под удар способность России к воспроизводству высококвалифицированных кадров и обеспечения ее технологической и информационной модернизации, наукоемкого и инновационного, эколого-сбалансированного и экономического развития; наблюдающимся общим падением интереса учащихся школ к биологии;

ориентацией учащихся школи ряда школьных учителей исключительно на сдачу Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ), а не на получение фундаментального биологического образования;

сокращением реально изучаемыхв школах вопросов программы по биологии фактически только до фигурирующих в заданиях ЕГЭ и не достаточных для формирования мировоззренческого биологического образования общеобразовательной школы;

попытками подмены научных представлений об эволюции и естественнонаучной картины мира теми или иными формами креационизма;

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Считать необходимой консолидацию учительского и преподавательского биологического сообщества для укрепления и дальнейшего развития биологического образования и биологической науки в России как стратегически важной основы национальной безопасности, инновационного развития государства и общества в XXI веке и реализации стратегических приоритетов развития России.

2. Считать социально неприемлемым и недопустимым проведенное сокращение числа часов, отводимых на изучение биологии в общеобразовательных классах, и необходимым отводить для изучения биологии не менее 2 часов в неделю с 5 по 11 классы.

3. Настоятельно рекомендовать включить биологию в качестве обязательного предмета во все программы основного общего, среднего общего (полного), начального исреднего профессионального образования, предоставив возможность выбора моделипреподавания биологии (линейной или концентрической) учителю.

4. Считать недопустимым слияние самостоятельных школьных предметов (физика, химия, биология, география) в любые искусственные конструкции, например:"естествознание", "валеология" и т.п.

5. Развивать дополнительные натуралистические компоненты биологического образования, расширять проведение исследований в живой природе, на биологических станциях, что даст возможность дополнить научное познание конкретно-чувственным восприятием природы.

6. Разработать нормативно-правовые акты, обеспечивающие упрощение организации, проведения и финансирования полевых исследований и практик школьников.

7. Наряду с развитием комплекса инновационных средств обучения считать необходимым сохранение и развитие традиционной материальной базы биологического образования (сохранение коллекций биологических объектов, коллекционные и учебно-опытные участки, оранжереи, уголки живой природы) в музеях, школах и учреждениях дополнительного образования и учреждениях культуры независимо от ведомственного подчинения.

8. Считать необходимым формировать систему поддержки и развития учреждений дополнительного биологического образования.

9. Рекомендовать поддерживать и укреплять систему подготовки и повышения квалификации учителей биологии и педагогов соответствующего дополнительного образования, усиливая в ней изучение современной биологии с возможностью использования ресурсов классических университетов.

10. Предусмотреть в учебных планах основных образовательных программ по биологическим направлениям классических университетов возможность для обучающихся по желанию изучать педагогику и методику преподавания для последующей работы в школах.

11. Не относить образование к сфере услуг, повысить государственный статус учителя, включая улучшение условий его труда и повышение заработной платы.

12. Модернизировать систему оценки труда учителя, способствовать формированию отношения к профессии учителя как к государственной миссии и повышению престижа профессионального педагогического образования.

13. Считать целесообразным создание постоянно действующей Межрегиональной ассоциации учителей биологии для консолидации опыта учителей и преподавателей биологии, создания условий для профессионального общения и научно-методического обмена опытом, активного участия в разработке и обсуждении стратегических проблем биологического образования, ведения общественного мониторинга состояния биологического образования в целом по стране и на местах.

14. Обратить внимание педагогического сообщества на недопустимость замены преподавания биологии в школе на "натаскивание" к сдаче ЕГЭ по биологии и рассмотрения результатов сдачи ЕГЭ в качестве одного из основных критериев оценки профессионализма педагога.

15. Требовать привлечения профессионального сообщества для оценки качества материалов Единого Государственного Экзамена по биологии и обеспечить дальнейшее совершенствование качества контрольно-измерительных материалов ЕГЭ.

16. Развивать систему работы с талантливыми, увлеченными и мотивированными на изучение биологии детьми, сохраняя дух биологических олимпиад. Содействовать созданию системы государственной поддержки работы с одаренными детьми на федеральном уровне;

17. Разработать и внедрить государственную систему обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и методического обеспечения работы с детьми, имеющими девиантное поведение.

18. Считать необходимыми разработку действенных мер по обеспечению качества учебной, учебно-методической и научно-популярной литературы, как для учителей, так и учеников, учебно-наглядных, интерактивных пособий по биологии, и проведение компетентной научно-методической и общественной экспертизы учебников и учебных пособий;

ПОДТВЕРЖДАЕТ:

  • гражданскую и профессиональную востребованность инициативы МГУ имени М.В. Ломоносова и СПбГУ по проведению Всероссийских съездов учителей биологии на регулярной основе;
  • целесообразность созыва следующего Всероссийского Съезда учителей биологии не позднее 2015 года;
  • целесообразность создания и организационного оформления «Межрегиональной ассоциации учителей биологии», а также сайта (портала) для учителей биологии и членов
  • Ассоциации.

ПРИГЛАШАЕТ:

  • педагогические издательства, а также все средства массовой информации к сотрудничеству в распространении идей и документов Съезда в учительской среде, а также к обсуждению предложений по дальнейшему развитию отечественного биологического образования;

ПОРУЧАЕТ:

Организационному комитету Съезда направить настоящую Резолюцию во все образовательные учреждения России, органы управления образованием субъектов Российской Федерации, в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, в Министерство образования и науки Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и Администрацию Президента Российской Федерации, опубликовать настоящую Резолюцию в сети Интернет и профильных изданиях, а также подготовить и издать все материалы Съезда в электронном

виде.

Участники Съезда выражают глубокую признательность Ректору МГУ имени М.В.Ломоносова, академику В.А.Садовничему за идею созыва Всероссийских съездов учителей-предметников.

Председатель Программного комитета Съезда, д.б.н. профессор МГУ А.М. Рубцов

Председатель редакционной комиссии, к.б.н., проректор СПбГУ А.А.Заварзин

189
189
190
190
191
191
192
192

 

Copyright © 2010 "Екатеринбургский "Дом Учителя"

Дизайнер и веб-разработчик сайта Крылов Алексей

620014 г. Екатеринбург

ул. Воеводина, д.4

тел: (343) 371-28-08, 371-41-57