Размер текста Increase Font Size Reset Font Size Decrease Font Size

Чтение в Свердловской области


Народный экзамен по литературе


Навигация по сайту

Вы здесь

Регистрация / Вход

Статистика посещений

Главная сила в содружестве

8 ноября 2019 года Екатеринбургский Дом Учителя совместно с общественно-государственной организацией «Союз женщин России» провел на площадке Библиотечного центра «Екатеринбург» научно-практическую конференцию «Активные формы и практики продвижения чтения: опыт регионов». Педагоги Екатеринбурга смогли познакомиться с самыми эффективными прикладными методами развития интереса детей к чтению, поучаствовать в мастер-классах от ведущих экспертов.

Вопрос продвижения чтения сейчас обсуждается на самых разных уровнях – от муниципального до федерального. С чем это связано? На первый взгляд, ситуацию не назовешь остро проблемной. Молодежь в целом действительно перестает быть нечитающей.  «Очень многое зависит от того, читающий ли человек стоит перед детьми, - говорит руководитель Городской педагогической Ассоциации учителей русского языка и литературы Татьяна Коптяева. – Если учитель или библиотекарь сам является активным читателем, то дети у него тоже читают».

Но означает ли это, что проблемы нет? На пленарном заседании участники конференции обсудили точки роста, с которыми необходимо работать педагогу для повышения у детей интереса к чтению. Произведения школьной программы зачастую сложны для детского восприятия, потому что создавались в другом культурном контексте. А с современными детскими писателями школьная аудитория бывает незнакома. Проблема отсутствия интереса может быть связана как с ребенком, так и с его семьей и самим педагогом, а также с тем огромным информационным пространством, в котором ребенку приходится существовать и в котором очень сложно выбрать качественный контент.  «Дошкольник сейчас хочет читать, - считает заместитель заведующего МБДОУ № 464 Елена Земскова. - Он очень живо воспринимает книгу, трансформирует через нее свой личный эмоциональный опыт. И нужно развивать эту способность, используя самые разнообразные методы». По мнению учителя русского языка МАОУ гимназии № 2 Татьяны Кочубей, это происходит благодаря тому, что книга в детском саду – это центр общения детей и взрослых, это портал, транслирующий интерес взрослых к ребенку. «Для этого необходимо пространство неторопливого, вдумчивого чтения, - считает педагог. - Очень важная проблема заключается в том, что с потерей такого пространства разрываются межпоколенческие связи».

«Ребенок, начиная с раннего дошкольного возраста, сейчас очень хорошо ориентируется в дополненной реальности, - замечает Эльвира Сыманюк, доктор психологических наук, профессор, директор Уральского Гуманитарного института УрФУ.  - Ребенку комфортно в пространстве иконок и изображений. Мы должны быть готовы работать с этим форматом, и сейчас есть попытки приближения книги к тому формату, к которому ребенок привык».

Одним из ведущих спикеров конференции стал Вячеслав Букатов, доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии образования МПСУ. В.М. Букатов – один из авторов такого уже ставшего классическим педагогического подхода, как драмогерменевтика. «Чтобы ребенок не потерял интерес к чтению, не надо запрещать, - таково мнение эксперта. – Как только мы начинаем подсовывать то, что он должен, по нашему мнению, читать, – мы теряем ребенка. Иногда мы видим детей, прочитывающих книги в детском саду и перестающих читать ко второму классу. Сейчас многие говорят о конце эпохи Гуттенберга – но ведь, по сути, мы скорее возвращаемся к состоянию сознания, когда человек не работает с большими массивами текста. Такое состояние более естественно, ведь сознание работает импульсно, и одинаковая концентрация внимания на больших временных промежутках нам не свойственна. Сейчас мы стоим на пороге эпохи, которую в 70-х годах предсказала американский антрополог Маргарет Мид: эпохи, когда дети будут идти впереди взрослых. Ведь дети первыми адаптируются в новой языковой и культурной среде. Если мы будем по-прежнему пытаться их «вести за собой», то дети будут постепенно молчаливо удаляться от нас. Их негативизм сейчас – зачастую просто гуманный способ возражать нам, потому что мы другого возражения не принимаем». В практике ведущих российских школ уже есть способы, с помощью которых чтение можно сделать более природосообразным.

Участники конференции смогли посетить практико-ориентированный семинар «Драмогерменевтика для школьного урока: А.С. Пушкин «Ворон к ворону летит» (ведущий В.М. Букатов); мастер-класс «Нескучная классика» (ведущая Т.Е. Коптяева); мастер-класс «Формы актуализации классических текстов в процессе школьного литературного образования» (ведущая Т.Д. Кочубей); мастер-класс «Развитие интереса детей к чтению художественной литературы методом «Сторисек» (ведущая И.В.Кузнецова); мастер-класс «Проектные формы работы с современной малой прозой как средство развития нового читателя» (ведущая Л.В. Смольникова, заведующая библиотекой МАОУ СОШ № 10), ею же был представлен уникальный опыт Уральского отделения «Русской Ассоциации Чтения» - «Сборы лидеров чтения»; мастер-класс «Интерактивные формы работы с текстом, критерии обратной связи» (ведущая Е.А. Аккуратова, к.п.н., старший методист начальной школы ОАНО «Новая школа»); мастер-класс «Технология «лэпбук» и ее использование в продвижении чтения» (ведущая Е.В. Рябкова, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 84, руководитель Городской Ассоциации учителей начальных классов); мастер-класс «Проект «Читающая семья» (ведущая С.А. Коковина, заведующая библиотекой МАОУ лицея № 135), раскрывающий новые возможности для взаимодействия образовательных организаций микрорайона Химмаш с такими социальными партнёрами, как детская библиотека № 29 им. А. П. Гайдара и книжный магазин «Живое Слово».

По итогам конференции был проведён круглый стол. Ведущая круглого стола Фоменко С.Л., доктор педагогических наук, зам. директора Екатеринбургского Дома Учителя, пригласила участников конференции к совместной выработке дальнейшей стратегии по продвижению чтения и формированию заинтересованного сообщества в г. Екатеринбурге и области. В первую очередь слово было предоставлено гостям конференции. Аккуратова Е.А. отметила особую атмосферу единомыслия во время проведения мастер-класса, с участниками которого собравшиеся «были на одной волне». Она подчеркнула, что ценность конференции не только в узнавании нового опыта и новых людей, но и в возможности для совместного размышления над поставленными проблемами.  Букатов В.М. отметил, что главная сила - в содружестве, в том числе в содружестве таких вещей, как искусство чтения, искусство чтения произведения искусства и искусство педагогики. Тогда культура победит. «Важно не столько учить детей, сколько помогать им - оставаясь немного позади, не поучая их, а действуя чуть-чуть по-новому». Смольникова Л.В. предложила дать возможность высказаться детям о том, что они и как они читают. А для этого организовать городской конкурс или Фестиваль читающих детей, прообраз этому «Школа волонтёров чтения», где дети 2-3 дня обмениваются идеями, впечатлениями от того, что они читают. Участники круглого стола единодушно пришли к выводу, что нужно учиться искусству построения беседы с ребёнком, чтобы у него не было узких рамок и идеологически правильных ответов.

Также говорилось о возможности через чтение преодолевать разрыв поколений. Для этого необходимо думать не только о возрождении традиций чтения в детской среде, но иметь площадку для негромкого (медленного или смыслового) чтения в среде взрослых, а также создавать специальное пространство взрослых и детей, где они могли бы вместе читать и обсуждать различные произведения.

Представители дошкольного сообщества отметили, что время конференции пролетело незаметно и было наполнено большим количеством интересных идей, которые уже можно воплощать. В будущем есть заинтересованность в общении с педагогами старшего звена образования, так как это помогает сохранять преемство традиций.

«Главный результат конференции в том, что мы задели глубинные струны души и позволили участником возгореться идеями и обрести вдохновение на их воплощение», - отметила в завершении круглого стола Светлана Леонидовна Фоменко.

Конференция состоялась в рамках проекта «Чтение как основа формирования духовно-нравственной личности в семье и школе», который реализуется Екатеринбургским Домом Учителя совместно с «Союзом женщин России». 

Букатов В.М.
Букатов В.М.
Пленарная часть
Пленарная часть
dscf6840
dscf6840
dscf6842
dscf6842
dscf6871
dscf6871
dscf6874
dscf6874
dscf6880
dscf6880
dscf6909
dscf6909
dscf6915
dscf6915
dscf6919
dscf6919
dscf6949
dscf6949
dscf6966
dscf6966
dscf7002
dscf7002
dscf7010
dscf7010
dscf7038
dscf7038
dscf7042
dscf7042
dscf7046
dscf7046
dscf7051
dscf7051
dscf7062
dscf7062
dscf7071
dscf7071
dscf7083
dscf7083
dscf7090
dscf7090
dscf7092
dscf7092
dscf7130
dscf7130
dscf7148
dscf7148
dscf7161
dscf7161
dscf7170
dscf7170
dscf7195
dscf7195
dscf7261
dscf7261
dscf7280
dscf7280
dscf7288
dscf7288
dscf7290
dscf7290
dscf7307
dscf7307
dscf7324
dscf7324
img_20191108_113746
img_20191108_113746
img_20191108_125255
img_20191108_125255
img_20191108_125338
img_20191108_125338

Последнее обновление 12.11.19 12:02
 

Copyright © 2010 "Екатеринбургский "Дом Учителя"

Дизайнер и веб-разработчик сайта Крылов Алексей

620014 г. Екатеринбург

ул. Антона Валека, строение 8, офис 305

тел: (343) 304-12-48, 304-12-49