Размер текста Increase Font Size Reset Font Size Decrease Font Size

Навигация по сайту

Вы здесь - ГПА - Архив Ассоциаций - Ассоциация учителей русского языка - Тестовые задания как способ проверки знаний обучающихся. Изменения в КИМах 2016 года

Регистрация / Вход

Статистика посещений

Тестовые задания как способ проверки знаний обучающихся. Изменения в КИМах 2016 года

Что нас ждет в ЕГЭ по русскому языку? На этот вопрос  в рамках семинара для учителей русского языка и литературы постаралась ответить 20 ноября 2015 года в МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя» Наталья Анатольевна Юшкова, доцент кафедры Филологического образования ГАОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования», кандидат филологических наук, заместитель председателя региональной аттестационной комиссии по русскому языку (ЕГЭ).

В начале своего выступления она отметила, что уже в прошлом году в КИМАх ЕГЭ по русскому языку начали происходить изменения, требующие пристального внимания педагогов:

1) изменилась форма записи тестовых ответов (теперь они записываются в виде цифры, слова, словосочетания, номера предложения);

2) произошло усложнение тестовых заданий (вместо 4-х – 5 позиций в каждом тесте; не один вариант ответа, а два и даже три, например, в заданиях № 20,21; в заданиях № 7 и

№ 24 по девять позиций для выбора ответа и анализа текстового материала). По мнению ведущего семинара, ситуация с выбором нескольких правильных ответов в тесте естественна, таких изменений следовало ожидать, так как это соотносится не только с совершенствованием тестовых технологий, но и с требованиями ФГОС.

Результаты ЕГЭ 2014-2015 учебного года показали, что программа школьного курса «Русский язык» выпускниками успешно освоена, положительная динамика наблюдается в решении заданий ЕГЭ по русскому языку № 4, 8, 9, 10, 12, 15, 18, 19.

Однако есть и такие тестовые задания (№ 5,16, 20,21), по которым показатели существенно снизились с 80% до 65% (задания № 5,16, 20, 21) , а в задании № 14 до 43%. Каковы же причины падения результатов?

1) отсутствие у обучающихся навыков работы с лексическим значением слова, топом «определение» (задание №5 на паронимы);

2) неумение различать части речи, выполнять на это правило заданий обобщенного типа (задание № 14 на Н и НН в разных частях речи);

3) усложнение языкового материала (задание № 16 на обособленные члены предложения);

4) отсутствие в методике подготовки к ЕГЭ применения разных стратегий чтения при работе с текстом (мало кто из учителей обратил внимание, что объем текста стал меньше, а операций работы с ним, заданий по тексту, больше).

Анализ результатов ЕГЭ 2014-2015 учебного года высветил следующие методические проблемы:

- фрагментарность подготовки к решению заданий ЕГЭ по русскому языку; отсутствие системности;

- жесткая ориентация на модели КИМов, демоверсию;

- непонимание сущности изменений форм заданий (большее внимание надо уделять развитию навыков работы с текстом);

- сокращение тестовых заданий привело к усложнению языкового материала, на что учителя не всегда обращают внимание;

- отсутствие грамотно выстроенного мониторинга.

Что же нас ждет в ЕГЭ по русскому языку? Каковы его перспективы?

Во-первых, нас ждет двухуровневый подход: деление заданий на базовый и повышенный уровень сложности. В повышенный уровень сложности будут включать не только задания на грамматические ошибки, но и на речевые.

Во-вторых, в КИМах будет заложен системно-деятельностный подход: будут проверяться не знания, а умения. Поэтому стоит ожидать в тестах заданий метапредметной направленности.

В-третьих, ярко выражена тенденция к увеличению заданий по работе с текстом. Возможны, например, задания с развернутым ответом, как минизадания в ЕГЭ по литературе. Сам собой встает вопрос о подготовке к выполнению таких заданий и разработке методики их проверки.

В-четвертых, появились так называемые Всероссийские проверочные работы, на которые тоже стоит обратить пристальное внимание.

Все эти тенденции, по мнению ведущего семинара, побуждают нас вернуться к вдумчивой и внимательной работе с текстом, к анализу художественного произведения; освоить разные стратегии чтения  и развивать у обучающихся навыки работы  с текстом; уйти от натаскивания и клишированного подхода к решению тестовых заданий и написанию сочинения; наконец, они требуют повышения квалификации педагогов, которые должны быть еще и экспертами в ЕГЭ, чтобы понимать, как и чему надо учить обучающихся.

Презентация Н.А. Юшковой размещена в разделе «Методическая копилка». 

altalt

Последнее обновление 23.11.15 11:55
 

Copyright © 2010 "Екатеринбургский "Дом Учителя"

Дизайнер и веб-разработчик сайта Крылов Алексей

620014 г. Екатеринбург

ул. Воеводина, д.4

тел: (343) 371-28-08, 371-41-57