Размер текста Increase Font Size Reset Font Size Decrease Font Size

Навигация по сайту

Вы здесь - Конкурсы - Архив конкурсов - 2010-2011 - Конкурс методических разработок уроков истории, обществознанию и права 2010-2011

Регистрация / Вход

Статистика посещений

Конкурс методических разработок уроков истории, обществознанию и права 2010-2011

Методические рекомендации по конструированию уроков истории

Методические рекомендации по конструированию уроков истории

При написании разработок уроков гражданской направленности  по истории необходимо учитывать следующее:

1. Структура современного урока должна включать следующие подструктуры: дидактическую  (основную), логико – психологическую, мотивационную и методическую.

Дидактическая подструктура  состоит из трех этапов:

  •  актуализация опорных (прежних) знаний  и способов действий  (что означает не только воспроизведение ранее усвоенных знаний, но и их применение в новой  ситуации, и стимулирование познавательной активности учащихся, и контроль учителя);
  •  формирование новых понятий и способов действий (в значении более конкретном, чем, изучение нового материала»);
  •  применение знаний, формирование умений и навыков (включающее и специальное повторение и закрепление).

Дидактическая структура является общим предписанием, алгоритмом организации современного урока. Она является регулятором деятельности, прежде всего, учителя.

Учебная деятельность учащегося регулируется логико-психологической подструктурой урока. Процесс усвоения всегда начинается с восприятия и осознания факта, явления, события и пр. Затем мыслительные операции вычленения, сличения, сопоставления, аналогии, анализа, синтеза приводят к пониманию и осмыслению сущности нового знания. Далее идет  обобщение отдельных фактов, что приводит к систематизации изученного. Этим процесс усвоения как бы завершается: новое знание включается в систему раннее усвоенных знаний. Функциональная взаимосвять этих элементов и их последовательность жестко детерминированы общей логикой усвоения.

На современном уроке необходимо учитывать интересы и потребности учащихся, развивать мотивационную, эмоциональную, волевую сферы. Поэтому учителю необходимо строить свою деятельность в соответствии с мотивационной основой деятельности учащихся.

Каждый конкретный урок имеет свою неповторимую методическую подструктуру  урока. При выборе и сочетании методов необходимо руководствоваться следующими критериями:

  1. Соответствие целям и задачам обучения и развития.
  2. Соответствие содержанию темы урока.
  3.  Соответствие реальным учебным возможностям школьников.
  4. Соответствие имеющимся условиям и отведенному времени для обучения.
  5. Соответствие возможностям самих учителей. Эти возможности определяются их предшествующим  опытом, уровнем психолого-педагогической и методической подготовки

2. Уроки истории обладают значительным воспитательным потенциалом. В соответствии с Федеральными государственными образовательными  стандартами второго поколения через предметное содержании уроков истории формируется гражданская идентичность учащихся как осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющее для индивида значимый смысл, основанное на признаке (качестве) гражданской общности, характеризующем ее как коллективного субъекта. При составлении разработки необходимо учитывать структурные компоненты гражданской идентичности:

  • когнитивный (познавательный) – знания о власти, правовой основе организации общества, государственной символике, общественно-политических событиях, о выборах, политических лидерах, партиях и их программах, ориентация в их функциях и целях;
  • эмоционально-оценочный (коннотативный) – рефлексивность знаний и представлений, наличие собственного отношения к общественно-политическим событиям, способность четко выражать и аргументировать свою точку зрения и суждения;
  • ценностно-ориентировочный (аксиологический) – уважение прав других людей, толерантность, самоуважение, признание права на свободный и ответственный выбор каждого человека, умение определять влияние общественной жизни на свою собственную, готовность к принятию и анализу явлений общественной жизни; принятие и уважение правовых основ государства и общества;
  • деятельностный (поведенческий) – участие в общественной жизни образовательного учреждения; желание и готовность участвовать в общественно-политической жизни страны; самостоятельность в выборе решений, способность противостоять асоциальным и противоправным поступкам и действиям; ответственность за принятые решения, действия и их последствия.

3. В разработке  обязательно должен реализовываться принцип рефлексии, который означает осмысление обучающимися  всех параметров процесса обучения и своих действий. Рефлексивные процессы у учащихся будут развиваться значительно эффективнее, если  учитель будет специально обучать их анализу учебных ситуаций и самоанализу собственной деятельности.

Сост . М.А. Федулова, руководитель Городской Ассоциации учителей истории, обществознания  и права

МУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя»

 

Положение о конкурсе

Положение о конкурсе

Положение о конкурсе ИСПР
 Скачать
 2010-10-04  106 KB; Хиты 1034

 

Экспертная группа по конкурсу

Экспертная группа по конкурсу

Состав Оргкомитета конкурса методических разработок уроков гражданской направленности

  1. Механикова Наталья Николаевна, председатель оргкомитета, старший методист организационно-методического отдела МУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя».
  2. Федулова Марина Анатольевна, руководитель Городской Ассоциации учителей истории, обществознания и права.
  3. Полякова Ольга Борисовна, руководитель РМО учителей истории, обществознания и права Чкаловского района.
  4. Пухарева Елена Геннадьевна, руководитель РМО учителей истории, обществознания и права Железнодорожного района.
  5. Бондарева Ольга Владимировна, учитель истории МОУ СОШ № 43 Кировского района.

Экспертная группа конкурса методических разработок уроков гражданской направленности

  1. Свалова Татьяна Федоровна, методист МУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя», председатель жюри.
  2. Ушенина Татьяна Васильевна, учитель истории МОУ СОШ № 170 Железнодорожного района.
  3. Фаттахова Ася Григорьевна, учитель истории НОУ СОШ «Гелиос» Орджоникидзевского района.
  4. Пермякова Татьяна Эдуардовна, учитель истории МОУ СОШ № 140 Ленинского района.
  5. Бахтегузина Нина Романовна, учитель истории МОУ СОШ № 44 Чкаловского района.
 

Последнее обновление 12.10.10 09:26
 

Copyright © 2010 "Екатеринбургский "Дом Учителя"

Дизайнер и веб-разработчик сайта Крылов Алексей

620014 г. Екатеринбург

ул. Воеводина, д.4

тел: (343) 371-28-08, 371-41-57