Размер текста Increase Font Size Reset Font Size Decrease Font Size

Навигация по сайту

Вы здесь - Ассоциации Педагогов - Архив Ассоциаций - ФГОС - Архив 2010-2011

Регистрация / Вход

Статистика посещений

Архив 2010-2011

Федеральный государственный образовательный стандарт как социальная конвенциональная норма, реализующая общественный договор

Согласование потребностей и интересов является важнейшим шагом успешности политики вообще и политики в образовании в особенности. Следует признать, что разрыв между образованием и потребностями государства, общества и личности не сокращается, а увеличивается. Причины нарастающей рассогласованности в том, что в сложном дифференцированном обществе не может быть полного единообразия интересов в отношении образования.

Это означает, что в основе стандарта должен лежать новый тип взаимоотношений между личностью, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Этот тип взаимоотношений покоится на принципе взаимного согласия личности, общества и государства в формировании и реализации политики в области образования, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств (договоренностей), в рамках которых только и возможен прогресс в области образования. Таким образом, стандарт – общественный договор, включающий баланс взаимообязательств и баланс требований.

При разработке стандарта индивидуальные, общественные и государственные потребности и интересы можно классифицировать следующим образом.

Индивидуальные потребности личности (семьи) в области общего образования интегрируют потенциал личностной, социальной и профессиональной успешности обучающихся.

Личностная успешность – полноценное и разнообразное личностное становление и развитие с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей.

Социальная успешность – органичное вхождение в социальное окружение и участие в жизни общества.

Профессиональная успешность – развитость универсальных трудовых и практических умений, готовность к выбору профессии.

Социальный заказ – общественные запросы в области общего образования – интегрирует потребности личности и семьи и обобщает их до уровня социальных потребностей. К их числу относятся следующие.

Безопасный и здоровый образ жизни – следование принципам безопасного и здорового образа жизни, готовность к соответствующему поведению на основе полученных знаний и умений.

Свобода и ответственность – осознание нравственного смысла свободы в неразрывной связи с ответственностью, развитость правосознания, умения делать осознанный и ответственный личностный выбор.

Социальная справедливость – освоение и принятие идеалов равенства, социальной справедливости, гармонии и разнообразия культур как демократических и гражданских ценностей.

Благосостояние – активная жизненная позиция, готовность к трудовой деятельности, обеспечивающей личное благополучие в условиях рыночной экономики.

Государственный заказ – государственные запросы в области общего образования – представляет собой наиболее общую характеристику индивидуальных и общественных потребностей. Государственный заказ направлен на обеспечение следующих приоритетов.

Национальное единство и безопасность – формирование системы ценностей и идеалов в результате освоения нравственных ценностей, единого государственного языка и образцов национальной культуры, воспитание патриотизма, стремления обустроить и защитить Родину.

Развитие человеческого капитала – подготовку поколения нравственно и духовно зрелых, самостоятельных, активных и компетентных граждан, живущих и работающих в свободной демократической стране в условиях информационного общества и рыночной экономики.

Конкурентоспособность – фундаментальную общекультурную подготовку как базу профессионального образования, прикладную и практическую ориентацию общего образования.

Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ

Согласно основному глоссарию ФГОС: Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ – это «описание совокупности компетентностей выпускника образовательного учреждения, определяемых личностными, общественными и государственными потребностями к результатам освоения основных общеобразовательных программ».

Требования сформулированы на основе обобщения и согласования ожидаемых перспектив и запросов личности, семьи, общества и государства к сфере образования.

Требования являются инвариантными и обязательными для исполнения на всей территории российской федерации. Они могут быть дополнены:

  • требованиями субъектов российской федерации,
  • образовательных учреждений,
  • учителей в целях более полного отражения потребностей региона,
  • специфики образовательной программы ОУ
  • специфики контингента обучающихся.

Требования:

  • задают критерии оценки личностных, метапредметных и предметных результатов на каждой ступени школьного образования,
  • характеризуют планируемые результаты, возможность достижения которых должна быть гарантирована всеми учреждениями, реализующими программы основного общего образования,
  • являются составной частью примерных учебных программ по предметам, программ развития универсальных учебных действий учащихся, программ воспитания и социализации учащихся.

Требования к результатам освоения основных образовательных программ являются ключевой составляющей Стандарта, которые существенно расширяют представление об образовательных результатах и ориентируют не только на нормирование предметных результатов, но и на достижение метапредметных и личностных результатов.

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального и основного общего образования:

  • личностными, включающими готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
  • метапредметными, включающими освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
  • предметными, включающими освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Состояние разработки и утверждения стандартов

  • ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785)
  • ФГОС основного общего образования – в стадии разработки (ориентировочный срок внесения проектов в Совет при Министерстве – май 2010 года);
  • ФГОС среднего (полного) общего образования – в стадии разработки (ориентировочный срок внесения проектов в Совет при Министерстве – май 2010 года)

Введение федерального государственного стандарта общего образования

alt

Критерии готовности ОУ к введению стандарта

  • разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования ОУ;
  • нормативная база ОУ приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое  обеспечение  и т.п.);
  • приведены в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностные инструкции работников ОУ;
  • определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования;
  • разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников ОУ, в том числе стимулирующих  надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ;
  • определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждениями(ем) дополнительного образования детей);
  • разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС;
  • осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов (возможно поэтапно по мере введения ФГОС начального общего образования);
  • обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями  ФГОС.

Школа возвращает себе воспитательную функцию

Стандарт нацелен и на возрождение воспитательной работы. Школа должна формировать у своих учеников чувство гражданской идентичности, воспитывать патриотов России, формировать учебную мотивацию, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, критическое мышление, толерантность и многое другое. Уровень сформированности личностных качеств у каждого школьника, конечно, не будет оцениваться персонифицировано - образно говоря, «ЕГЭ по воспитанию» никто не будет вводить. Оценить эти результаты можно с помощью социологических исследований на уровне муниципальной, региональной или в целом федеральной системы образования.

Внеурочная деятельность

Из тех новшеств, которые будут замечены большинством учащихся и их родителей, это, прежде всего, появление внеурочной деятельности в учебном плане школы. На нее отводится примерно десять часов в неделю во второй половине дня, то есть в среднем по два часа каждый день. Организация внеурочной деятельности будет входить в обязанности школы и учителей, и у семей появится возможность выбора - дети смогут выбрать себе интересное дело: спортивно-оздоровительные занятия, рисование, музыку.

Внеурочные занятия не должны быть продолжением или углублением традиционного содержания школьного образования, и тогда они будут способствовать нормализации учебной нагрузки. Причины ухудшения здоровья, снижения работоспособности и быстрой утомляемости не в количестве часов, а в однообразии школьных уроков: по большому счету, дети на них занимаются одним и тем же.

Разработчики стандарта прекрасно понимают: введение ряда новых требований к содержанию программ, к организации образовательного процесса потребует новых нормативов, касающихся условий образовательной деятельности школы. Поэтому в стандарте появился новый компонент, отражающий требования к условиям обучения - финансированию школ, их материально-технической базе, уровню квалификации учителей.

В стандарте определены требования к

результатам освоения основных общеобразовательных про-грамм
  • зафиксированы личностные, метапредметные, предмет-ные результаты;
  • преемственность результатов для разных ступеней обуче-ния;
  • зафиксирован системно-деятельностный подход к обуче-нию.
структуре основных общеобразовательных программ
  • обязательная часть и часть, формируемая участниками об-разовательного процесса и их соотношение
  • определены разделы основной образовательной про-граммы (содержательно и количественно)
  • интеграция учебной и внеучебной деятельности
  • «неаудиторная занятость»
условиям реализации основных общеобразовательных про-грамм
  • кадровые
  • финансовые
  • материально-технические
  • информационно-образовательная среда и учебно-методическое обеспечение

Задача современного образования – формирование совокупности универсальных учебных действий

Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем соз-нательного и активного присвоения нового социального опыта.

Функции универсальных учебных действий:
  • обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать не-обходимые средства и способы их достижения, контролировать и оце-нивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для гармоничного развития личности и ее самореали-зации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компе-тентностей в любой предметной области.
Виды универсальных учебных действий
  • Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, т.е. знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нрав-ственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и меж-личностных отношениях.
  • Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности: целеполагание,  планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
  • Познавательные универсальные действия включают общеучебные, ло-гические, постановку и решение проблемы.
  • Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуж-дении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить про-дуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрос-лыми.

Сравнение образовательных стандартов и Стандарты как общественный договор

О концепции духовно-нравственного воспитания

Процесс образования - не только  процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, но и  процесс развития лич­ности, принятия духовно-нравствен­ных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому воспи­тание в школе должно быть органично включено в  процесс школьного обучения.

Духовно-нравственное воспитание основывается на нескольких обязательных принципах:

  • Восстановление понятия и принципа духовности;
  • Постоянное мотивирование ребенка к «душеизучению и душепос­тижению»;
  • Постоянная забота школы о том, чтобы уберечь детей от  набора негативных  цен­но­стных уста­новок;
  • Постоянная демонстрация всеми взрослыми сообществами школы образцового пове­дения, об­разцового служения детям и людям в целом;
  •  Привлечение  школьников к участию в создании школьных, семейных традиций;
  • Привитие понятий  национальных ценностей.  

Образовательные компоненты духовно-нравственного воспитания должны включать в себя:  

Нравственное воспитание, которое предполагает в любое время,  поощрение  ценностно значимых по­ступков: проявление трудолюбия, уважения к товарищу, к старшему, выполнение данного обеща­ния, намерение говорить правду, бе­режливое отношение к собственности школы, готов­ность помочь однокашнику-инвалиду, любые проявления доброты. Такое по­ощрение формирует устойчивое от­ношение, веру в цен­ности, во­площаемые в этих по­ступках.

Духовное образование -  препода­вание основ того культурного наследия, которое было создано ми­ровой  духовной мыс­лью – мыслью, побуж­дающей к познанию самого себя, к самотворению, к срав­нению себя с идеальным, с абсолютными ценностями. Духовное в человеке – это «творческая жизнь души». Формирование духа – это постепенное  превращение ребенка в «участ­ника в духовном дела­нии».

Социальное воспитание - это  проекты,  социализирующие личность (спонсорство, мило­сердие, выхаживание, благотворительность, помощь  местному сообществу,  престарелым, сверстникам-ин­валидам).

Патриотическое воспитание, патриотизм – это чувство моего Я в малой родине, в большой Родине, в месте рождения, проведения детства,  в народности, народе, роде, се­мье. Это особая категория  среди  разнообразных  чувств любви и привязанности. А лю­бовь это  двойное ожидание - «получе­ния» чего-то от объекта любви и отчуждения себя в пользу такого объекта. Это своего рода «инве­стиции и отдача от  них».  Патриотизм из «голого»  знания не возникает,  ибо это чув­ство «моего», мною создаваемого и обере­гаемого (наследуемого).

Культурное  образование - служит воспитанию вкуса к образцам, ибо «культура есть со­вокупность абсо­лютных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его ду­ховно-обще­ственное бытие». По­этому приоб­щение к куль­туре должно воплощаться в творчестве ребенка, в творении им  «культурных продуктов».

Кросскультурное образование - это широкое распространение школьных про­грамм сохранения ок­ружаю­щей среды (школьный двор, ландшафты дошкольных образовательных учреждений, сво­его дома, образовательных округов и т.д.). В еще большей мере это относится к програм­мам сохранения и  укрепления здоровья, про­граммам здорового образа жизни.

Поликультурное воспитание - это воспитание диалогич­ности с другими культурами,  терпимости к ценно­стям других народов (цивилизаций), а также к культурам некоторых  отдельных групп наро­дов.

Духовно-нравственное воспитание в современных условиях невозможно без соци­ально-пе­да­гогического партнерства. Должны выстраивать парт­нерские отноше­ния с другими субъ­ектами со­циализации: семьей, общественными органи­зациями и традиционными россий­скими религиозными объединениями, учреждениями культуры и спорта, средствами массо­вой информации.

Программа формирования культуры здорового и безопасного  образа жизни обучающихся

Это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся:

  • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
  • научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
  • научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
  • дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
  • дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
  • сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни  обучающихся на ступени начального общего образования являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  • СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
  • Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);
  • Об организации обучения  в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);
  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
  • Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо  МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.).

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

 

  • неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
  • факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
  • чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
  • активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
  • особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.

Видеолекции разработчиков стандарта

Лекция «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования»
Автор Кондаков Александр Михайлович, генеральный директор издательства «Просвещение», научный руководитель Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования, доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования.
Просмотр видео:   Часть 1, часть 2.

Лекция «Духовно – нравственное воспитание российских школьников и особенности его реализации в начальной школе»
Автор  Данилюк Александр  Ярославович, главный редактор журнала «Педагогика», доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования.
Просмотр видео:   Часть 1, часть 2.

Лекция «Информационно-образовательная среда - важнейший компонент новой системы образования»
Автор Дронов Виктор Павлович, директор по развитию издательства "Просвещение", доктор географических наук,  член-корреспондент Российской академии образования.
Просмотр видео:   Часть 1, часть 2.

Лекция «Основная образовательная программа начального общего образования федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
Автор  Феденко Любовь Николаевна, заместитель  директора Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования,  кандидат педагогических наук.
Просмотр видео:   Часть 1, часть 2, часть 3.

Лекция «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования как система обязательных требований»
Автор Логвинова Ирина Михайловна, заместитель  директора Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования, кандидат педагогических наук,  доцент.
Просмотр видео:  Просмотр видео.

Лекция «Формирование универсальных учебных действий  в начальной школе»
Автор Карабанова Ольга Александровна, профессор кафедры возрастной психологи факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, доктор психологических наук.
Просмотр видео:   Часть 1, часть 2, часть 3, часть 4.

Лекция «Стандарты и учебный процесс  в начальной школе»
Автор  Логинова Ольга Борисовна, заместитель руководителя Научно-образовательного центра издательства «Просвещение», кандидат педагогических наук.
Просмотр видео:   Часть 1, часть 2, часть 3.

Лекция «Воспитательный потенциал внеурочной деятельности в начальной школе»
Автор Григорьев Дмитрий Васильевич, заведующий отделом методологии и технологии воспитания Федерального института развития образования, заместитель главного редактора журнала "Народное образование", кандидат педагогических наук, доцент.
Просмотр видео:   Просмотр видео.

Источник информации: www.standart.edu.ru

Основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения

Основная образовательная программа (ООП) образовательного учреждения определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

ООП разрабатывается и формируется с учетом

  • типа и вида образовательного учреждения;
  • образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса;
  • рекомендаций органов самоуправления, обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением;
  • особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения;
  • возрастных, психологических и физиологических индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста;
  • социокультурных особенностей и потребностей региона, в котором осуществляется образовательный процесс.

ООП содержит следующие разделы:

  • пояснительная записка;
  • планируемые результаты освоения обучающимися ООП начального общего образования;
  • базисный учебный план образовательного учреждения;
  • программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
  • программы отдельных учебных предметов, курсов;
  • программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
  • программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • программа коррекционной работы;
  • система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.  

Примерная ООП

Информационно-образовательная среда – важнейший компонент новой системы образования

В свете внедрения ФГОС предполагается широкое внедрение новых технологий, прежде всего информационно-коммуникационных. Отсюда вырисовывается новая цель современного образования: сформировать новую образовательную систему, которая должна стать главным инструментом социо-культурной модернизации общества. Это не только технологическая модернизация, но модернизация в умах, привитие новых стереотипов поведения.

  • Новые технологии фактически формируют новые условия развития образования.
  • Стремительный рост информационно-ресурсной базы.
  • Свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам.
  • Дистанционность.
  • Мобильность.
  • Возможность формирования социальных образовательных сетей и образовательных сообществ.
  • Интерактивность.
  • Возможность моделирования и анимирования различных процессов и явлений.

Содержание образования должно охватить систему духовно-нравственных ценностей, систему научных представлений по предмету, систему универсальных учебных действий, т. е. мы должны сделать знания действенным инструментом в руках каждого ученика.

Возникает вопрос, как достичь поставленных целей.

Ответ на этот вопрос дается в стандартах. «Эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой». Информационно-образовательная среда (ИОС) – это система информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения. Из этого определения видно, что ИОС выступает одновременно и как условие, и как средство формирования новой системы образования.

Нельзя ставить знак равенства между ИОС и внедрением информационно-коммуникационных технологий. Конечно, без ИКТ-технологий невозможно развитие, но понятие ИОС – гораздо шире. Это открытая педагогическая система, направленная на формирование творческой интеллектуальной и социально развитой личности.

ИОС представляет собой совокупность взаимодействующих систем:

  1. информационных образовательных ресурсов;
  2. компьютерных средств обучения;
  3. современных средств коммуникации.
  4. педагогические технологии

Екатеринбург ФГОС Кондаков

Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения

Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин,  то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как   ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

В нашем ОУ имеются достаточные  условия для ВУД, а именно:  школа полного дня; дополнительные образовательные услуги (студия бального танца, хор, оркестр);  собственные подготовленные кадры.

Исходя из этого, мы выбрали следующие направления ВУД:

  1. Спортивно – оздоровительное, т.к. двигательная активность в 1 классе оказывает большое значение во всех аспектах развития ребенка.
  2. Поскольку художественно-эстетическое направление  в полной мере представлено дополнительными услугами, востребованным среди детей и родителей оказалось прикладная  часть – изобразительная деятельность.
  3. Проектная деятельность в нашей гимназии является частью образовательной системы и  на развитие исследовательских умений направлена программа МДО. Внеурочная деятельность позволила нам реализовать данный курс в полной мере.
  4. Научно-познавательное и гражданско-патриотическое направление объединены в проект  по краеведению "Юный турист".

Распределение часов составляет: "Здоровей-ка" – 3 часа,  МДО – 4 часа, "Страна чудес" – 1 час и "Юный турист" – 2 часа

Организация ВУД идет в трех направлениях:

  1. Реализация образовательных программ ВУД, разработанных педагогами гимназии: программа "Здоровей-ка", "Страна чудес", Юный турист" и программа Междисциплинарного обучения  "Одаренный ребенок" автор Н.Б. Шумакова.
  2. Включение ребенка в систему коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы гимназии;
  3.  Использование дополнительных  ресурсов образования, сотрудничество с КИП (Команда искателей приключений).

Иллюстрацией построения программы ВУД может являться программа «Юный турист».  Программа состоит из 4 блоков:

  • блок «Экскурсии Юного Туриста» рассчитан на ознакомление учащихся с культурным наследием Урала;
  • блок "Школа юного туриста" включает в себя теоретические и практические занятия по туризму и краеведению, включая и короткие походы.
  • блок зоолого-фенологический: наблюдение за городскими и перелетными птицами, занятия с орнитологом, ведение дневников, составление паспорта птиц, коллективный проект.
  • блок "Уральские изюминки" включает в себя знакомство с интересными и знаменитыми людьми: краеведы, путешественники, туристы, исследователи и учёные.

Каждое занятие планируется по следующей схеме: познавательная часть, учебные действия детей и контроль и оценка результата

Период между экскурсиями планируется  как подведение итогов предыдущего блока программы и подготовка к следующему погружению, и может быть организован в форме беседы, практического занятия, дискуссии, анкетирования, видеопросмотра, составления компьютерных презентаций и др.

Результатом обучения по программе  является овладение уровнем развития знаний, и универсальных учебных действий, которые отнесены ФГОС к надпредметным результатам.

По итогам освоения программы ребенку выдается сертификат, который становится частью его портфолио.

Болячкина О.Ф., зам.директора
МАОУ «Гимназия №47» г. Екатеринбурга

Краткая характеристика систем учебников, содержание которых соответствует ФГОС НОО (учебники, принадлежащие к системе учебников)

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 2080 от 24.12.2010 утвержден Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год. В перечне выделены учебники, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (учебники, принадлежащие к системе учебников).

Такими системами учебников являются:

  1. «Школа России» (Издательство «Просвещение», http://school-russia.prosv.ru/default.aspx).
  2. «Перспектива»  (издательство «Просвещение», http://www.prosv.ru/umk/perspektiva).
  3. «Школа 2100» (издательство «Баласс», www.school2100.ru).
  4. «Начальная школа XXI века» (издательство «Вентана-Граф», http://www.vgf.ru/tabid/186/Default.aspx).

Скачать презентации

1. Ценность системы учебников «Школа России» состоит в том, что ей присущи характеристики, которые очень значимы для учителя: фундаментальность, надёжность, стабильность, и вместе с этим открытость новому, соответствие требованиям современной информационно-образовательной среды. Система учебников «Школа России» отличается значительным воспитательным потенциалом, эффективно реализует подходы, заложенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

К принципиально важным результатам образования в начальной школе ФГОС относит формирование универсальных учебных действий как основы умения учиться. В этой связи структура и содержание всей системы и каждого учебника направлены как на организацию различных видов деятельности учащихся, так и на использование современных методов и технологий обучения педагогами.

ФГОС большое внимание уделяет работе учащихся с информацией как одному из важнейших компонентов умения учиться. В связи с этим в системе учебников «Школа России» разработана специальная система навигации, позволяющая ученику ориентироваться внутри системы, а также выходить за ее рамки в поисках других источников информации.

2. Система учебников «Перспектива» создана на концептуальной основе, отражающей современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением тесной связи с лучшими традициями классического школьного образования России. Дидактической основой системы учебников «Перспектива» является дидактическая система деятельностного метода (Л.Г. Петерсон), построенная на синтезе идей развивающего образования с традиционной школой.

Обучение строится таким образом, что введение новых понятий и идей, первоначально представленных в наглядно-образной форме или в виде проблемной ситуации, предшествует их последующему детальному изучению. Каждый учебник снабжен системой заданий, направленных на развитие как логического, так и образного мышления ребенка, его воображения, интуиции. В учебниках системно выстроен теоретический материал, к которому предложены практические, исследовательские и творческие задания, позволяющие активизировать деятельность ребенка, применять полученные знания в практической деятельности, создавать условия для реализации творческого потенциала ученика.

Информационно-образовательная среда, создающаяся учебниками ОС «Перспектива», обеспечивает включение каждого ребенка в самостоятельную учебную деятельность, в процессе которой создаются условия для надежного достижения определенных ФГОС личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования посредством формирования универсальных учебных действий как основы ведущей образовательной компетенции - умения учиться.

3. Обучение в рамках образовательной системы «Школа 2100» представляет собой процесс, опирающийся на единую методическую и психологическую базу и максимально учитывающий возрастные особенности учащихся. Три кардинальные и принципиальные позиции отличают ОС «Школа 2100».

  • Системность. Дети с 3-х лет и до окончания школы учатся эффективно пользоваться своими знаниями и умениями по  целостной образовательной системе, посредством которой максимально раскрываются способности ребенка, на доступном языке даются ответы на важнейшие вопросы: «Зачем учиться?», «Чему учиться?», «Как учиться?». Все учебники и учебные пособия основаны на единых подходах к содержанию, сохраняют методологическое, дидактическое, психологическое и методическое единство, в них используются одни и те же основные образовательные технологии, которые, не меняясь по сути, трансформируются на каждом этапе обучения.
  • Непрерывность.  «Школа 2100» - это совокупность предметных курсов от дошкольного образования до старшей школы. Под непрерывностью авторы понимают наличие последовательной цепи учебных задач на всем протяжении образования, переходящих друг в друга и обеспечивающих в ходе их решения постоянное, объективное и субъективное продвижение учащихся на каждом из последовательных временных отрезков.
  • Преемственность. Под преемственностью понимается непрерываемость на границах различных этапов или форм обучения: детский сад – начальная школа, начальная школа – основная школа, основная школа – старшая школа, школа – вуз, вуз – последипломное обучение, то есть, в конечном счете, единая организация этих этапов или форм в рамках целостной системы образования.

4. Система учебников «Начальная школа XXI века» строится на следующем принципе обучения: начальная школа должна быть природосообразной, соответствовать потребностям детей этого возраста, учитывать типологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации.

Важная особенность "Начальной школы ХХI века" состоит в том, по УМК позволяет успешно формировать основные компоненты учебной деятельности: в методике обучения особое внимание уделяется, во-первых, целенаправленному использованию моделирующей деятельности, во-вторых, авторами создана система игр с правилами, которые развивают необходимые для учения качества, в третьих,  в содержании и структуре средств обучения отражены новые подходы к развитию контролирующей и оценочной деятельности учащихся.

В УМК достигается переход с приоритета репродуктивной и инструктивной деятельности на приоритет поисково-исследовательской: школьник является равноправным участником процесса обучения, он может выдвинуть свою гипотезу, выбрать и обосновать свой путь решения учебной задачи, вступить в дискуссию. В УМК  усилено внимание к творческой деятельности учащихся, которая включает инициативу и самостоятельность каждого обучающегося.

Введение ФГОС: десять базовых признаков эффективного управления

В связи с реализацией во всех общеобразовательных учреждениях федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, издательство «Академкнига/Учебник» 28 ноября 2011 года проводило информационно-аналитический семинар на тему «Введение ФГОС: десять базовых признаков эффективного управления».

Семинар предназначен для специалистов региональных и муниципальных органов управления образованием, сотрудников институтов повышения квалификации и методических центров, руководителей общеобразовательных учреждений и их заместителей.

В ходе работы семинара рассматривались следующие вопросы:

  • план введения ФГОС начального общего образования - от разработки к реализации;
  • основная образовательная программа начального общего образования - формальный и неформальный подходы к использованию в образовательном процессе;
  • требования к учебникам и учебным  пособиям в условиях реализации ФГОС;
  • особенности методической работы  на разных уровнях образовательной системы;
  • реализация моделей внеурочной деятельности обучающихся начальной школы;
  • преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях реализации основных образовательных программ.  

Семинар вел кандидат педагогических наук, доцент, руководитель методической службы издательства «Академкнига/Учебник»  Александр Михайлович Соломатин.

Скачать презентацию

Последнее обновление 15.10.12 11:29
 

Copyright © 2010 "Екатеринбургский "Дом Учителя"

Дизайнер и веб-разработчик сайта Крылов Алексей

620014 г. Екатеринбург

ул. Воеводина, д.4

тел: (343) 371-28-08, 371-41-57