Размер текста Increase Font Size Reset Font Size Decrease Font Size

Навигация по сайту

Вы здесь - ГПА - Архив Ассоциаций - Ассоциация учителей русского языка - Практико-ориентированный семинар «Методические аспекты в работе над сочинением в ОГЭ (ГИА)»

Регистрация / Вход

Статистика посещений

Практико-ориентированный семинар «Методические аспекты в работе над сочинением в ОГЭ (ГИА)»

 

19 декабря для учителей русского языка и литературы состоялся практико-ориентированный семинар «Методические аспекты в работе над сочинением в ОГЭ (ГИА)». Тема семинара была выбрана не случайно. В этом году в контрольно-измерительных материалах ОГЭ по русскому языку произошли изменения.  К лингвистическому сочинению по предложенному высказыванию добавились еще два сочинения:

-  литературоведческое (как  Вы  понимаете  смысл финала текста);

-  сочинение на философско-нравственную тему (сформулируйте   и прокомментируйте  данное  Вами  определение).

Перед учителями русского языка и литературы, работающими в 9-х классах, встала непростая задача: подготовить своих учеников к написанию всех трех видов сочинений.

Чтобы оказать учителям качественную методическую и практическую помощь, была приглашена  Т.А. Долинина, зав. кафедрой филологического образования ГАОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования»,  один из авторов учебников по предмету  «Речь и культура общения», автор многочисленных методических пособий по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку.

Свою работу с педагогами Тамара Альбертовна начала с того, что охарактеризовала каждый вид сочинения и обратила внимание на то, что их всех объединяет. Все предложенные сочинения будут сочинениями-рассуждениями, которые строятся по одному и тому же алгоритму: тезис, два довода и два примера либо из текста, либо из текста и жизненного опыта, вывод, связанный с тезисом.

Чтобы написать сочинение-рассуждение, необходимо понять задание, которое сформулировано в виде цитаты, проблемного вопроса по тексту или вопроса, связанного с пониманием значения предложенного нравственно-философского понятия. Для этого надо выделить подлежащее (о чем говорится) и сказуемое (то, над чем предстоит рассуждать, что доказывать). Выделение грамматической основы в тексте задания поможет нам его понять: о чем надо рассуждать и что доказывать.

По убеждению ведущего, создать текст сочинения-рассуждения помогут смысловые модели, которые хорошо знакомы учителям по учебникам РиКО: «имя» (или «определение понятия»), «целое - части», «свойства», «обстоятельства», «род и вид», «причина – следствие», «пример – свидетельства».

В основе любого из трех сочинений в ОГЭ по русскому языку должна быть смысловая модель: «имя» (или «определение понятия»). Определение, которое будет давать девятиклассник, не обязательно должно носить научный характер, как это закреплено в толковых словарях, оно может быть эмоциональным, ассоциативным, метафорическим (как это часто встречается в изложениях для 9 класса).

Предшествовать определению понятия должно вступление к сочинению с использованием приемов диалогизации текста: вопросно-ответный ход мысли, назывные предложения, обращение к читателю, риторические вопросы или восклицания, антитеза.

Доказательства и примеры к тексту должные рождаться из определения понятия, тогда они будут правильны и логичны, не будут противоречить смыслу текста и позиции автора.

Вывод в сочинении всегда должен быть связан с тем, что мы доказывали, о чем рассуждали, он не может противоречить данному нами же определению.

Теоретический материал был подкреплен методическими приемами и алгоритмами  работы над разными видами сочинений в ОГЭ по русскому языку.

К занятиям по написанию сочинений-рассуждений, по мнению Долининой Т.А., надо подходить творчески, тогда у ребят не возникнет отторжения и скуки, работа  превратится для них в удовольствие, в интеллектуальную игру. В качестве примера она показала, как можно продуктивно и интересно  работать над всеми типами сочинений в ОГЭ на одном тексте, взяв для работы отрывок из рассказа Ю. Лигуна «Обещание длинного лета» (про лужу).

А чтобы такие уроки проводить, учителю самому надо научиться думать, рассуждать, ставить вопросы, понимать смысл текста, идею, тему, ключевые слова, писать все три вида сочинений, используя для этого смысловые модели. Тогда уроки работы над сочинением превратятся не в бессмысленное и тупое натаскивание, а в увлекательный мыслительно-творческий процесс.

 Уважаемые коллеги, презентация «ОГЭ (ГИА) 2015 года по русскому языку: изменения и корректировка» и отрывок из рассказа Ю.Лигуна «Обещание длинного лета» (про лужу) вы найдете на странице Ассоциации в разделе «Методическая копилка». Прочитать весь рассказ современного популярного детского писателя можно по ссылке: http://lib.1september.ru/view_article.php?ID=200801405 или в сборнике рассказов «Карасенки-поросенки», за который он был награжден Международной детской литературной премией им. В.П. Крапивина.

Последнее обновление 02.02.15 11:39
 

Copyright © 2010 "Екатеринбургский "Дом Учителя"

Дизайнер и веб-разработчик сайта Крылов Алексей

620014 г. Екатеринбург

ул. Воеводина, д.4

тел: (343) 371-28-08, 371-41-57