Размер текста Increase Font Size Reset Font Size Decrease Font Size

Навигация по сайту

Вы здесь - ГПА - Архив Ассоциаций - Ассоциация педагогов междисциплинарного обучения - Особенности технологии МДО

Регистрация / Вход

Статистика посещений

Особенности технологии МДО

 

 

Ценность исследовательского отношения человека к окружающему миру трудно переоценить. Готовность к поиску новой информации, наблюдений, знаний, новых способов мышления и поведения – то, что, пожалуй, больше всего поможет человеку не просто выжить в современном мире, но и реализовать себя, свой творческий потенциал. Поэтому развитие у детей исследовательских умений и навыков, воспитание исследовательской установки по отношению к жизни является важнейшей задачей современной школы. А значит встает вопрос, о том, как создать для детей такую образовательную среду, которая будет способствовать развитию исследовательского отношения к миру.

Развивающий курс междисциплинарного обучения «Одаренный ребенок» был разработан доктором педагогических наук, ведущим научным сотрудником Психологического института РАО, профессором МГППУ Натальей Борисовной Шумаковой.

Самой общей целью курса МДО является создание условий для наиболее полного раскрытия и развития  интеллектуального и творческого потенциала учащихся. В основе построения курса междисциплинарного обучения лежат идеи В.П. Вахтерова об определении содержания обучения исходя из принципа единства и неразделенности наук, Л. Г. Выгодского о значении сотрудничества и кооперации ребенка с ребенком и ребенка со  взрослым  в психическом развитии,  А. М. Матюшкина об обучении как творческом процессе - процессе исследования  и открытия ребенком знаний об окружающем мире.

Основными задачами обучения  по  программе  курса  МДО  являются:

  1. Развитие широких познавательных интересов.
  2. Развитие целостной картины мира и системного мышления у детей.
  3. Развитие творческого, критического, логического мышления, способности к решению проблем.
  4. Развитие способностей к самостоятельному приобретению знаний и исследовательской работе,  обучение исследовательским навыкам и умениям.
  5. Обучение умениям работать совместно.

Решение этих задач обеспечивается особым построением, как содержания, так и методов изучения. Содержание обучения выстраивается вокруг широких или, другими словами, глобальных тем. Одна такая тема является как бы стержнем развивающей программы одного учебного года. Поскольку младших школьников интересуют причины вещей и явлений, особенности  устройства окружающего мира, то  темами для изучения в начальной школе являются «Изменение», «Влияние». «Порядок».  Стержневая тема учебного года раскрывается через серию междисциплинарных обобщений, т. е.  таких идей, которые справедливы по отношению к целому ряду областей знаний. Изучение многочисленных сведений и фактов из различных дисциплин позволяет учащимся открывать эти идеи, доказывать их справедливость, развивать далее или опровергать. Возможность же изучать любое обобщение с разных точек зрения: естествоиспытателя, лингвиста, историка, искусствоведа и др. – создает благоприятные условия для развития творческого мышления учащихся.

В основе обучения лежит метод открытия или исследования, предполагающий построение обучения как творческого процесса «открытия» ребенком мира. В процессе различных исследований на занятиях по МДО дети учатся: анализировать, классифицировать, сравнивать, выделять критерии и оценивать факты, события и процессы с помощью разных критериев, проверять, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи, предсказывать, придумывать новое, вести диалог и решать проблемы в малых группах.

Ученики приобретают важные исследовательские  умения: ставить исследовательские вопросы, формулировать проблемы, выдвигать гипотезу,  составлять план работы, вести наблюдения, планировать и проводить простейшие опыты, собирать информацию из разных источников, представлять результаты своей работы различными способами.

Основная форма работы – групповая работа или исследование в малых группах.

Основные этапы построения занятия  по курсу МДО:

  1. Мотивация (создание проблемной ситуации)
  2. Исследование (как правило, в малых группах)
  3. Обмен информацией. Организация информации.
  4. Связывание информации.
  5. Подведение итогов, рефлексия.

Изначально курс был ориентирован на детей, опережающих в развитии своих сверстников и легко усваивающих традиционную программу обучения в школе.  Сегодня, с реализацией  новых  ФГОС,  курс  междисциплинарного обучения  успешно адаптируется учителями города Екатеринбурга  в условиях массовой школы,  особенно во внеурочной деятельности.  Педагоги  используют технологию  МДО (методы, приемы, формы, средства)  для организации урока-исследования, отвечающего требованиям стандартов второго поколения.

Руководитель ГПА Юшкова З.С.

 

 

Copyright © 2010 "Екатеринбургский "Дом Учителя"

Дизайнер и веб-разработчик сайта Крылов Алексей

620014 г. Екатеринбург

ул. Воеводина, д.4

тел: (343) 304-12-48, 304-12-49