Размер текста Increase Font Size Reset Font Size Decrease Font Size

Навигация по сайту

Вы здесь - ГПА - Архив Ассоциаций - Ассоциация учителей русского языка - Информационная безопасность детства, или Запретные темы в детской художественной литературе

Регистрация / Вход

Статистика посещений

Информационная безопасность детства, или Запретные темы в детской художественной литературе

28 февраля в гимназии №104 Городской педагогической Ассоциацией учителей русского языка и литературы при поддержке Управления образования Администрации города Екатеринбурга был проведен круглый стол по теме «Информационная безопасность детства, или Запретные темы в детской художественной литературе».

В работе круглого стола приняли участие известные уральские писатели, преподаватели высшей школы, представители Свердловской областной библиотеки для детей и юношества, учителя школ города Екатеринбурга: Барковская Нина Владимировна, доктор филологических наук, профессор УрГПУ, Литовская Мария Аркадьевна, доктор филологических наук, профессор УрФУ, Алексеева Мария Александровна, доцент кафедры русской литературы филологического факультета УрФУ, Лаврова Светлана Аркадьевна, детский писатель, кандидат медицинских наук лауреат премии «Алиса», «Камертон», «Заветная мечта», автор более 70 книг для детей и 50 научных работ, Колпакова Ольга Валерьевна,  детский писатель, журналист, лауреат конкурса «Книги, зовущие в детство», дважды дипломант конкурса имени А.Н. Толстого, Крживицкая Елена Эдуардовна (Ленковская Елена),арт-критик, писатель,лауреат национальной литературной премии «Рукопись года», Ивашина Марина Вячеславовна, заместитель директора ГБОУК СО «Свердловская областная библиотека для детей и юношества».

Целью мероприятия стало обсуждение проблемы отбора художественных произведений для внеклассного чтения школьников и поиск путей взаимодействия учителей, преподавателей высшей школы, библиотекарей, писателей для решения данной проблемы.

На вопросы о том, каким должен быть список произведений для внеклассного чтения, и  том, как ориентироваться в современном литературном потоке  учителю, библиотекарю, родителю, отвечала Ивашина Марина Вячеславовна:

«Список для внеклассного чтения не может быть универсальным для всех, он должен быть индивидуализированным. Ведь что хорошо для одного ребенка, не всегда подойдет другому. При составлении индивидуализированного списка учитель может воспользоваться каталогом «100 новых книг для детей и юношества», ежегодно выпускаемым издательской группой «ГРАНД-ФАИР». В каталоге представлены не только новые имена и новые названия книг, но и переиздания хорошо известных произведений. Хочется обратить внимание на книгу Петра Сиса «Стена», аннотация на которую дана в каталоге. Об этой нашумевшей книге нет единого мнения, но ведь это и хорошо. Рекомендовав спорную книгу, мы даем ребенку  материал для исследовательской деятельности, для формирования собственной позиции по отношению к прочитанному».

 Комментируя создавшуюся в последнее время ситуацию вокруг современных книг для детей и юношества, высказывания в прессе о необходимости запрета книг Давида Гроссмана «С кем бы побегать» и Ксении Драгунской «Целоваться запрещено», Барковская Нина Владимировна высказалась об опасности произвольного отбора книг непрофессионалами:

«Я категорически против всяких запретов книг, потому что от этических запретов   до политических один шаг. В настоящее время вернулся огромный массив так называемой «возвращенной литературы». А ведь она могла и не вернуться… Что касается пьесы К. Драгунской, да, я считаю, что пьеса не шедевр. Мне не нравится, что она очень схематично сделана. В ней две контрастные части:  в первой – девочка добрая, мягкая, нежная, а второй – девиантная, озлобленная. Но ведь мы не должны забывать об авторской позиции и  утверждаемых автором нравственных ценностях.

К художественному произведению нельзя подходить с позиции наивного реализма и заявлять, что ребенок будет делать то, о чем прочитал в книге. При таком подходе необходимо запретить книги Ф. Достоевского, Л. Андреева, И. Бунина.

В создавшейся ситуации видится ряд проблем. Во-первых, книгу покупает не сам ребенок, ему предлагает прочитать то или иное произведение взрослый. Значит, взрослый и должен определить, нравится ему книга или нет, стоит ли ее читать ребенку. Во-вторых, юного читателя нужно учить думать над книгой. Ведь художественное произведение нельзя воспринимать как истину в последней инстанции, а для этого необходимо понимать такую вещь, как условность литературы. Понятие нравственности не прямо экстраполируется из жизни в искусство: Венера Милосская стоит обнаженная, но мы не надеваем на нее закрытый купальник.

Порекомендовать для чтения мне хотелось бы очень хорошо написанную книгу Дины Сабитовой «Где нет зимы». В ней не только  затрагивается тема сиротства, но и поднимаются вопросы: «В чем заключается истинная интеллигентность? При каком условии талант ребенка может реализоваться, а при каком он только погубит человека? Что значит «дом»? Каким он должен быть? По-моему, основная идея этой книги – в доме должен быть мужчина».

Марина Вячеславовна Ивашинадала профессиональную оценку книге Давида Гроссмана «С кем бы побегать»:

«Эту книгу выпустило элитарное издательства «Розовый жираф». Она является лауреатом множества литературных премий, включена в список для внеклассного чтения школ нескольких стран мира. Это одна из лучших книг, появившихся за последние несколько лет. Ничего запретного в ней нет, просто люди, которые хотели изъять эту книгу, ее не читали».

  О своей тревоге рассказала екатеринбургская писательница Ольга Валерьевна Колпакова: «Меня беспокоит то, что после появившихся в прессе оскорбительных заголовков о необходимости запрета книг от средств массовой информации не последовало никакой другой реакции. Нам было представлено однобокое видение ситуации. Это вызывает недоумение, ведь после подобных заявлений формируется общественно мнение, многие родители, получив искаженную информацию о книге,  соглашаются с тем, что необходимо книгу изъять и запретить.

Сегодня за работой нашего круглого стола наблюдают многие писатели, которые увидели Урал с непривычной, неприглядной для них стороны, как территорию мракобесия. Это и вызывает тревогу».

Коптяева Татьяна Евгеньевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №44, высказала свое мнение о книге Ксении Драгунской:

«Рыжая пьеса» Ксении Драгунской меня потрясла тем, что никто из родителей не видел, в каком мире живут их дети, какой мир окружает подростков.

Я прочитала «Рыжую пьесу» как историю о любви, как историю о том, что каждый из подростков мечтает быть любимым. Мне показалось, что эта пьеса о том, что детям сегодня не хватает любви и нежности, в том числе и родительской. Детям не хватает доброты и понимания.

Осуждая пьесу, приводя из нее цитаты о суициде, о насилии, никто, к сожалению, не заметил строк, которыми пьеса заканчивается: «А все-таки жить на свете здорово!»

Ольга Валерьевна Колпакова, выступая от Содружества писателей, представила  свой список книг, которые стоило бы  прочитать сегодняшнему школьнику. В рекомендуемом перечне были названы книги: «Дающий» Л. Лоури, М.Глейцман  «Болтушка», Ю.Кузнецова «Выдуманный жучок», Н.Назаркин «Изумрудная рыбка», Д.Литтл «Неуклюжая Анна», Ш.Дрейпер «Привет, давай поговорим!»,  Ю.Лавряшина «Улитка в тарелке», О. Раин «Телефон доверия», Н.Евдокимова «Конец света», М. Мортиросова «Фотографии на память», Эдуард Веркин «Облачный полк», Маркус Зусак «Книжный вор», Евгений Дубровин «В ожидании козы», Вадим Фролов «Что к чему», серия книг  «Тем, кому за 10» (издательство «ЖУК»), Ксения Драгунская, Сергей Георгиев, Александр Дорофеев, Юрий Нечипоренко, Ольга Колпакова, Ирина Богатырёва «Луноликой матери девы», Елена Габова «Двойка по поведения», Тамара Михеева «Легкие горы», К.Хайтани «Взгляд кролика», А.Жвалевский, Е.Пастернак «Я хочу в школу!»,  Евгения Басова «Щи», Давид Гроссман «С кем бы побегать», Дж.Роулинг «Случайная вакансия», Елена Ленковская «Две кругосветки», Светлана Лаврова «Звон колокольчика в пустом небе», Олег Раин «Человек дейтерия», Ольга Колпакова «Место силы».

Итогом работы Круглого стола стали следующие решения:

1.      В рамках работы Городской педагогической Ассоциации учителей русского языка и литературы проводить ежегодно в апреле семинары по теме «Обзор книг для детей и юношества», на которых рекомендовать учителям современные художественные произведения для внеклассного чтения и для проведения Всероссийского урока чтения.

2.      В рамках работы Городской педагогической Ассоциации учителей русского языка и литературы  организовывать встречи с писателями.

3.      Рекомендовать учителям города Екатеринбурга привлекать обучающихся школ к участию в литературной премии «Книгуру» и премии имени Владислава Крапивина в качестве экспертов современных художественных произведений для детей и юношества.

Видеоматериалы Круглого стола размещены на сайте МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя» в разделе «Ассоциация учителей русского языка и литературы» http://youtu.be/QMTyFtNaHjo

.

Квашнина Е.С.,

 заместитель директора

по УМР МБОУ СОШ №68,

руководитель ГПА учителей

русского языка и литературы

Квашнина Е.С. Круглый стол 28.02.13
 Скачать
 2013-03-11  3.14 MB; Хиты 766

Последнее обновление 11.03.13 10:51
 

Copyright © 2010 "Екатеринбургский "Дом Учителя"

Дизайнер и веб-разработчик сайта Крылов Алексей

620014 г. Екатеринбург

ул. Воеводина, д.4

тел: (343) 371-28-08, 371-41-57