Размер текста Increase Font Size Reset Font Size Decrease Font Size

Навигация по сайту

Вы здесь - ГПА - Архив Ассоциаций - Ассоциация учителей начальных классов - Методические рекомендации по работе с родителями одаренных детей. Гутковская Г.И., заместитель директора по УВР НОО, учитель начальных классов МБОУ-СОШ № 141, руководитель ГПА учителей начальных классов

Регистрация / Вход

Статистика посещений

Методические рекомендации по работе с родителями одаренных детей. Гутковская Г.И., заместитель директора по УВР НОО, учитель начальных классов МБОУ-СОШ № 141, руководитель ГПА учителей начальных классов

 

Формирование индивидуального стиля исследовательской деятельности младших школьников – эффективный путь взаимодействия с родителями одарённых детей.

Гутковская Г.И. заместитель директора по УВР НОО,

учитель начальных классов МБОУ-СОШ № 141

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», ФГОС предусмотрено построение  системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности. В развитии детской  одаренность важно  оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования на основе системно-деятельностного подхода, через формирование готовности к саморазвитию обучающихся, с учётом индивидуальных,  возрастных, психологических и физиологических особенностей ребёнка, при активном взаимодействии всех участников образовательного процесс. Особо значима эта проблема в работе с родителями младших школьников, так как во-первых, по данным ряда исследователей это сензитивный период для развития способностей и одарённости ребёнка (Е.С.Белов, О.М.Дьячкова, А.Е.Лосева, А.И.Петухова, С.Ю.Прохорова, А.И.Савенков, Н.Б.Шумакова); во-вторых для младшего школьного возраста характерно наличие проблем выявления, развития и угасания детской одарённости (В.И.Панов, А.И.Савенков, Н.Б.Шумакова, В.С.Юркевич), в-третьих, родители являются референтной группой для младших школьников. К настоящему времени накоплен значительный научный фонд по проблеме взаимодействия родителей с одарённым ребёнком (Р.Зойнц, Э.Ландау, Н.Робинсон, Е.С.Белова, Н.С.Лейтес, А.И.Савенков, Н.Б.Шумакова, В.С.Юркевич и др.). Вместе с тем вопросы подготовки родителей младших школьников к взаимодействию с одарённым ребёнком не получили достаточной разработки, хотя родители испытывают затруднения и нуждаются в квалифицированной помощи и поддержке со стороны педагогических работников. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема выбора эффективных технологий взаимодействия с родителями одарённых детей.

Система работы с одаренными учащимися актуальна для каждого образовательного учреждения. С точки зрения гуманистической педагогики под одаренностью мы понимаем индивидуально-творческий потенциал ребенка.  Одной из наиболее эффективных, современных и актуальных технологий взаимодействия различных субъектов образовательного процесса в связи с обновлёнными требованиями стандартов второго поколения стала технология проектной и исследовательской деятельности, которая реализуется в нашем ОУ в рамках программы «Одарённые малышки». Для обеспечения взаимодействия  родителей младших школьников с одарённым ребёнком при осуществлении исследовательской деятельности разработан следующий алгоритм.

1. Обсуждение с ребёнком круга его интересов и совместный поиск направления исследования, то есть определение сферы исследования. (Сформулировать основные вопросы, на которые хотели бы получить ответы в ходе исследования.)

2. Совместное выделение и постановка проблемы исследования. (Определение её личностной значимости для ребёнка и актуальности для окружающих).

3. Совместный выбор темы исследования. (Ограничение границ исследования.)

4. Совместное определение целей и задач исследования.

5. Совместный выбор методов исследования и источников получения информации.

6. Определение последовательности проведения исследования.

7. Совместный сбор и обработка информации. (Ребёнок фиксирует полученные результаты, а родители оказывают помощь в техническом сопровождении исследования).

8. Анализ и обобщение полученных материалов. (Помощь родителей в  совместном структурировании полученных материалов, используя известные логические правила и приёмы).

9. Составление списка используемых источников информации.

10. Совместная подготовка представления результатов. (Сообщение, доклад, модель, макет)

11. Публичная защита исследовательской работы ребёнком, его ответы на вопросы слушателей.   (Необходима психологическая поддержка родителей, предшествующий тренинг дома.)

12. Обсуждение итогов работы. Отметить положительные моменты в интеллектуальном росте и развитии исследовательских умений, наметить пути дальнейшего развития ребёнка, развивая навыки самоанализа и самооценки обучающегося.

Прогнозируемый результат взаимодействия с родителями обучающихся.

1.В сотрудничестве выявить индивидуальные познавательные стили каждого ребенка.

2.Повысить компетентность родителей в организации эффективной познавательной деятельности детей за счет расширения арсенала способов познания, выработки универсальных учебных действий на надпредметной основе через совместную проектную и исследовательскую деятельность, что позволит им выработать индивидуальные механизмы познавательной активности при переходе в основную школу и послужит базой для формирования исследовательских умений. Создать возможность для освоения родителями приемов взаимодействия с детьми разных познавательных стилей, форм оказания индивидуализированной помощи обучающимся в развитии их интеллектуальных возможностей.

3.Ообеспечить возможность взаимодействия родителей одаренных детей через систему родительских собраний по проблемам развития интеллектуально-творческого потенциала детей, эффективную совместную организацию познавательной деятельности младших школьников, освоение  алгоритма проведения различных исследований, индивидуальные консультации, а также участие родителей в совместных расширенных заседаниях клуба «Почемучек», взаимодействие в подготовке к участию в интеллектуальных конкурсах и играх.

4.Поддержать и поощрить эффективное взаимодействие с ребёнком родителей одарённых детей,

Первый позитивный опыт показал, что такая форма работы с родителями  одарённых младших школьников востребована,  и есть смысл продолжать её в дальнейшем.  Одарённые обучающиеся начальных классов стали активными участниками, призёрами и победителями  интеллектуально-творческих конкурсов от Российского до районного уровня:

  • дипломанты Российского Фестиваля исследовательских и творческих работ обучающихся «Портфолио», издательский дом «Первое сентября» г. Москва -2010;
  • дипломанты Всероссийского конкурса «Компьютер, информатика, технологии»-2011;
  • участие в Международном математическом конкурсе-игре «Кенгуру» 2009-2011 (2 место в регионе);
  • участие во Всероссийском конкурсе «Русский медвежонок»;
  • участие во Всероссийском конкурсе «Человек и природа»;
  • участие в интеллектуально-творческой игре «Соображалки» в рамках Областного Фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала» (районный тур – 1 место, 2 место 2010-2012, городской тур 3 место-2010); 3 место в индивидуальном туре -2012г.
  • -участие в конкурсе научно-исследовательских творческих работ обучающихся начальной школы «Хочу стать академиком» (1 место в 2009-2012г., 3 место в 209,2011г.);
  • участие в городском конкурсе исследовательских лабораторий «Эврика» (1место-2010г.);
  • участие в конкурсе «Родина в сиянии подвига и красоты» (1место-2011г.);
  • участники городского конкурса «Любители чтения
 

Copyright © 2010 "Екатеринбургский "Дом Учителя"

Дизайнер и веб-разработчик сайта Крылов Алексей

620014 г. Екатеринбург

ул. Воеводина, д.4

тел: (343) 371-28-08, 371-41-57